Что вредит аккумулятору автомобиля больше всего?

Наверняка каждый из вас сталкивался с плохой работой аккумулятора или его полным выходом из строя. Как избежать этого? Что «убивает» аккумулятор? Об этом сегодня и поговорим. 

Сразу стоит отметить, что аккумуляторная батарея не является долговечной деталью – очень редко срок ее службы дотягивает до пяти-семи лет. После этого батарею необходимо заменить. Это связано с тем, что аккумулятор – единственное устройство в машине, которое работает благодаря химической реакции внутри батареи. Химические реакции приводят к естественному старению и саморазрушению, даже если большую часть времени автомобиль стоит и почти не используется.

Кроме естественного старения батарея в процессе эксплуатации подвергается множеству иных испытаний – многоразовым циклам разрядки-зарядки, воздействию высоких и низких температур, выкипанию электролита и изменению его плотности, окислению клемм, а иногда и полному разрушению корпуса.
Предлагаю рассмотреть самые распространённые неисправности, которые пагубно влияют на аккумуляторную батарею и могут ее «убить».

Применение мощного «пускача»

При сильном разряде аккумуляторной батареи (после бесчисленных попыток запустить двигатель стартером), водители часто прибегают к помощи мощных источников энергии. Как правило, последними выступают старые сварочные аппараты большой мощности, которые не предназначены для зарядки аккумуляторов слабым током. Использование мощного неспециализированного пускового устройства приводит к вскипанию электролита и сильному избытку выделяемых газов, что чревато взрывом самой батареи. Даже если вам повезло и аккумулятор не разорвало, не спешите радоваться. Скорее всего, внутри корпуса произошло разрушение сепараторов, осыпание активной массы и деформация электродов.

 

Замерзание аккумулятора

Замерзание автомобильного аккумулятора в сильные морозы ведет к снижению плотности электролита. В результате корпус батареи может треснуть и электролит вытечет. Как правило, это происходит, если доливают дистиллированную воду после постановки автомобиля на стоянку, из-за чего она не смешивается с электролитом. В морозную погоду необходимо с особым вниманием относиться к уровню заряда и состоянию электролита. Если авто длительное время не эксплуатировалось, не ленитесь время от времени производить подзарядку аккумулятора.

Перегрев

Высокая температура тоже негативно воздействует на аккумуляторную батарею автомобиля. В жаркие летние дни, когда температура электролита достигает +35 С?, течение химических реакций внутри батареи ускоряется, соответственно, электроды начинают изнашиваться намного быстрее. При повышении температуры еще больше ресурс батареи снижается в разы. В жаркие дни устройство должно как можно лучше охлаждаться.

Чрезмерная зарядка

За процессом зарядки аккумулятора и за напряжением в бортовой сети от штатного автомобильного генератора следит специальное электронное устройство – реле-регулятор. Он очень часто может выходить из строя, при этом водитель не замечает никаких признаков неполадки. В это время напряжение, подаваемое на батарею, может быть сильно завышенным. Как результат – электролит в аккумуляторе начинает кипеть и испарятся, а пластины оголяться. Плотность электролита возрастает. Все это приводит к сульфатации электродов и разрушению активной массы. Простыми словами, емкость батареи значительно снижается, в электролите появляется мусор (кристаллы серно-кислого свинца), часто возникает короткое замыкание в одной или нескольких банках. Данный процесс необратим и вскоре приводит к полной неработоспособности аккумулятора и его замене.

Неполная зарядка

Неполная зарядка аккумулятора вредна не меньше, чем и перезаряд. Причиной недозаряда может быть плохая работа генератора, частая и продолжительная работа стартера, слишком большое энергопотребление или нарушение электрических цепей (из-за окисления клемм на аккумуляторе или генераторе). Важно помнить, что после пуска двигателя стартером батарея сильно «просаживается» – на ее зарядку после этого уходит в среднем 30 минут. Неполной зарядке способствуют как длительные простои автомобиля, так и частые, но кратковременные поездки. Если вы относитесь к водителям, которые используют автомобиль крайне редко и на короткие поездки, не лишним будет хоть раз в несколько месяцев проводит полный заряд батареи специальным зарядным устройством. Особо опасен неполный заряд в зимний период – аккумулятор может просто замерзнуть.

Утечка тока

Следует отметить, что после глушения двигателя электричество из аккумулятора продолжает потребляться пока вся система авто не перестанет работать. Как правило, это занимает до 20 минут. В таких случаях электричество тратится на принудительное охлаждение мотора вентилятором или на обеспечение работоспособности сигнализации. Подобного рода утечки тока никакой опасности для батареи не несут.

Однако часто возникают и так называемые «паразитные» утечки тока вследствие неисправности электронных компонентов, приводящие к глубокому разряду аккумулятора.

Халатность водителя

Чаще всего аккумулятор выходит из строя по вине самого владельца авто, а точнее халатного отношения с батареей. Например, очень часто водитель забывает выключать габаритные огни или фары головного света. Через несколько часов батарея полностью разряжается, после чего в ней практически со стопроцентной вероятностью происходят внутренние повреждения – необратимая сульфатация пластин. Сколько бы раз вы не пытались восстановить такую батарею, она уже не вернется к прежней емкости, срок ее службы сокращается.

Для того чтобы аккумулятор не подвел вас в самый неподходящий момент, необходимо следить не только за самой батареей, но и другими жизненно важными элементами – генератором, его диодным мостом и приводным ремнем. Заботливые и ответственные водители устанавливают нештатный бортовой компьютер или вольтметр (если таковых нет). Это позволяет своевременно замечать неисправность, а заодно и продлевает срок службы аккумулятора.

Поделиться: